Как стать маркетологом

Давайте разберемся, чем должны заниматься маркетологи, в каких направлениях они могут работать, а также поговорим о том, как стать профессиональным высокооплачиваемым маркетологом в нашей стране.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?

Содержание 

Что такое маркетинг и за что он отвечает?
Кто такие маркетологи?
Основные задачи маркетинга и маркетологов
Маркетологи и нишевые специалисты
Какие профессии существуют на примере интернет-маркетинга
Как стать высокооплачиваемым маркетологом?
За что платят деньги? 

Маркетинг достаточно быстро вошел в нашу жизнь, но до сих пор очень немногие четко понимают, кто это такие «специалисты по маркетингу», что это за профессия и чем эти люди занимаются, как оценивать эффективность их работы и платить им зарплату. 

Что такое маркетинг и за что он отвечает?

В статье «10 способов увеличить онлайн продажи летом» мы подробно разбирали понятие маркетинга и системного маркетинга. Давайте сформулируем общую суть еще раз. 

Маркетинг — это все, что происходит в компании по привлечению, обслуживанию или удержанию клиентов. Т. е. другими словами, это процесс организации сбыта продукции посредством удовлетворения потребностей потребителя через некий продукт — товар или услугу.

Кто такие маркетологи?

Еще десять лет назад компании имели только отделы продаж или коммерческие отделы, в советское время их называли отделами сбыта. В 2000-х на российском образовательном рынке стали появляться кафедры маркетинга (и в колледжах, и в вузах), а следом за ними и дипломированные специалисты — маркетологи, часто имеющие только теоретические знания, которые они не могли применить в работе. В перспективе это породило огромные проблемы для самих же выпускников: их с трудом брали на работу, т. к. не понимали, что они должны делать и как оценивать результаты их труда. На данный момент ситуация меняется, но не так быстро и качественно, как хотелось бы. Учебные заведения не успевают менять программы относительно быстрой смены требований к самим специалистам. А это открывает дорогу для развития частных учебных заведений и тренинговых центров, не все из которых выдают рынку профессионалов.

Поэтому давайте попробуем разобраться, какие бывают направления в работе маркетологов. Чем широкопрофильный маркетолог отличается от узкопрофильного? В чем плюсы и минусы одного относительно другого, и кто как специалист стоит на рынке дороже? А также как стать таким востребованным профессионалом, который приносит компании-работодателю деньги, а не разочарование?

Основные задачи маркетинга и маркетологов

Как сказано выше, в маркетинге есть три уровня работы с клиентом. Поэтому основная задача маркетинга и маркетолога в частности — это организация грамотной и продуктивной работы между компанией и нашим клиентом (потенциальным, текущим или потерянным) на одном из трех уровней.

Маркетологи и нишевые специалисты

Тот специалист, который готов работать на всех трех уровнях взаимодействия с клиентом, будет являться широкопрофильным маркетологом. Для этого необходимо иметь большое количество компетенций и опыт. Компетенции практического плана почти невозможно получить на учебной скамье, поэтому будьте готовы начинать работать еще в момент обучения. Только такой подход позволит разбираться в том, что действительно работает, а что не дает результаты. Важно понимать, что закономерности внедрения системы маркетинга или отдельных инструментов в компанию обычно общие, но в любом правиле есть исключения. Это значит, что одни инструменты маркетинга будут давать результаты в одной нише и не давать выхлоп в другой. Или, например, будут эффективными в оптовой компании, но не подойдут для розничного бизнеса.

Кроме широкопрофильных маркетологов, быть которыми действительно нелегко (подтверждаю это своим опытом), вы можете стать узкопрофильным и не менее оплачиваемым специалистом.

Какие профессии существуют на примере интернет-маркетинга

Директологи — отвечают на работу с онлайн-рекламой. Обычно интернет-рекламу размещают на поисковых площадках — «Яндекс» и Google. Но есть поисковые сети, в которых тоже нужно разбираться. Это очень динамичная сфера, в которой обучение придется проходить практически каждый месяц, чтобы внедрять все инновации в рекламные кампании ваших клиентов и не допускать трат бюджетов впустую.
Контент-менеджеры — отвечают за наполнение сайтов или других интернет-ресурсов. Эти специалисты работают с текстовой, фото-, аудио- и видеоинформацией (контентом), создают ее или организуют ее создание, а также занимаются физическим размещением в онлайн-пространстве.
SEO-специалисты — отвечают за продвижение вашего сайта или другой информации в интернете. Их задача — работать с оптимизацией контента (информации), чтобы он показывался на первой странице поисковой системы по тому или иному запросу.
 Smm-менеджер — отвечает за работу социальных сетей компании. Его задачи при грамотном подходе — это не только размещение постов с той или иной информацией. Если компания разбирается в smm, то она будет зарабатывать в социальных сетях, а не просто «греть вселенную» в одностороннем порядке. И этому тоже можно научиться.

Большинство описанных специалистов являются бойцами невидимого фронта. Но это не значит, что их не ценят и им не платят. Как раз-таки их работу, в отличие от работы широкопрофильного маркетолога, очень легко проверить и оценить.

 

Как стать высокооплачиваемым маркетологом?

Шаг 1. Пройти обучение 

Оно может быть бесплатным и платным, государственным и коммерческим, групповым и самостоятельным. Когда-то я заканчивала Смоленский промышленно-экономический колледж по специальности «Менеджмент», а потом училась 6 лет по направлению «Маркетинг» во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте в Москве (ныне Финансовый университет при Правительстве РФ).

Исходя из своих целей подберите программу, которую вам необходимо освоить. Если вы хотите работать просто маркетологом, то начните с просмотра бесплатных видео на моем канале в YouTube. Это позволит вам понять, насколько маркетинг вам интересен и стоит ли углубляться в его изучение. Если хотите быть узкопрофильным профессионалом, то точно так же поищите видео на YouTube по нужному вам направлению.

Если вы поняли, что маркетинг — это ваше, то далее советую посмотреть в сторону классического образования (очное или заочное). Не имея академической базы, нанизывать на свое сознание маркетинговые инновации можно с искажением. Это приведет к тому, что вы станете поверхностным специалистом, а они зарабатывают немного. Чаще всего эти люди работают как оперативные сотрудники с низкими зарплатами.

После или во время получения академической базы приступайте к самообразованию:

    читайте книги российских авторов. У меня тоже есть две книги, которые посвящены маркетингу. Считаю, что моя вторая книга «Системный маркетинг на примере производителей одежды» поможет вам развить системное мышление в выбранном направлении;
    изучайте западную литературу, например, Дэна Кеннеди;
    проходите онлайн или офлайн-курсы.

Это все позволит быть в тренде и легко презентовать себя работодателю.

Шаг 2. Опыт в продажах

Это может показаться лишним, но уверяю вас — это правда. Если вы сами никогда ничего не продавали, вы никогда не сможете организовать продажу, т. е. маркетинг. В моей практике я нанимала разных сотрудников. Успешными и эффективными были только те, кто имел опыт в продажах. Теоретик в маркетинге никогда не сможет продать. Хотя в каждом правиле есть исключение, может быть, это вы.

Получить опыт в продажах не так сложно. Устройтесь на подработку в ближайший магазин или кафе и тестируйте все, что вы узнаете по маркетингу и продажам на живых ситуациях. Это покажет вам, насколько каждая ситуация уникальна, и что для каждого потребителя будет свое решение.

Шаг 3. Практика

Получить практику начинающий специалист может только в случае, если будет работать бесплатно. Когда я еще училась в колледже, уже тогда работала промоутером. Потом — продавцом, после — аналитиком, далее — торговым представителем, администратором магазина, затем — менеджером, после этого я переехала из Смоленска в Москву и продолжила трудиться менеджером по работе с клиентами, потом — старшим менеджером, а потом меня переманили на должность коммерческого директора.

Только после всего этого, когда я получила профильное образование, я стала работать на себя и стала фрилансером по маркетинговым вопросам. Я выполняла работу любого характера, запускала и тестировала свои интернет-магазины, консультировала знакомых предпринимателей, помогала им делать сайты, настраивала онлайн-рекламу. При этом работала я или бесплатно, или очень-очень дешево.

Первый мой постоянный клиент платил мне 2 000 рублей в месяц (при этом аренда жилья стоила 12 000 руб./мес.). Но уже через два месяца работы, когда мой труд начал давать им результаты, моя зарплата увеличилась до 20 000 руб./мес. И с каждым днем мой профессионализм становился все выше и выше. Но при этом я спала по 2-3 часа в сутки. Я очень много практиковала и училась. Каждый день я поглощала онлайн-уроки и занималась их внедрением в работу. И только спустя какое время это дало мощный результат, который сейчас позволяет мне выбирать клиентов, с которыми я буду работать.

Кроме консалтинговой работы для знакомых, вы можете устроиться работать помощником маркетолога и практиковать свои знания уже в полевых условиях. Работа в компании позволит вам идти по карьерной лестнице и быть в перспективе не помощником, а, например, директором по маркетингу.

Еще один формат, о котором я уже упомянула выше: вы можете быть фрилансером и оказывать частные услуги по маркетингу. Здесь важно понимать, что вы сами отвечаете за поиск клиентов для себя. При этом можно использовать сервисы фрилансеров, которые окажут поддержку на этапе наработки клиентской базы. Ответственность высока, но кто знает, может быть, вы станете владельцем маркетингового агентства.

Шаг 4. Постоянное повышение квалификации

Ваша задача — всегда держать руку на пульсе. В маркетинге все очень быстро меняется, поэтому иногда даже полугодовое отсутствие в профессии может привести к тому, что ваша квалификация утеряна. Постоянно следите за новинками рынка и трендами, посещайте деловые конференции, выставки, бизнес-завтраки и т. д.

За что платят деньги? 

Это последний вопрос, который хотелось бы осветить. Ответ прост: за работу. За что платят большие деньги? За качественную работу на результат, которая приводит к увеличению продаж и росту прибыли в компании. Все остальное собственникам неинтересно!

Желаю успехов в развитии. Буду рада появлению на рынке новых профессиональных специалистов!

Источник: 1000sovetov.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий