Финские психологи установили, что не только ослы водят мерседесы и БМВ

За рулем статусных автомобилей хоть и нечасто, но все-таки можно увидеть симпатичного человека, соглашаются эксперты

Вопреки распространенному мнению, что большие дорогие автомобили покупают только предельно эгоцентричные типы, оказалось, что их ценят также и вполне добросовестные и надежные люди.

Ирина Зиганшина

Психологи из Университета Хельсинки, опубликовавшие исследование под говорящим названием «Не только ослы водят мерседесы» в International Journal of Psychology, задаются вопросом: почему владельцы дорогих немецких машин вроде BMW и Audi так часто ведут себя как идиоты: гоняют, ездят на красный свет, не уступают дорогу пешеходам? Это определенные марки автомобиля заставляют людей вести себя за рулем агрессивно и опрометчиво, или причина в том, что подобные машины выбирают люди определенного сорта?

Предыдущие исследования по теме подтверждали, что водители дорогих автомобилей чаще нарушают правила дорожного движения, а их авторы были склонны объяснять этот феномен разлагающим влиянием денег, которые провоцируют своих владельцев на высокостатусное потребление и неэтичное поведение.

Авторы новой работы предположили, что финансы могут играть в выборе машины менее важную роль, чем определенный тип личности, обладатели которого тянутся к автомобилям высокого статуса независимо от своих финансовых возможностей.

В поисках ответов ученые провели исследование финских потребителей. 1892 автовладельца рассказали о своем автомобиле, потребительских привычках и финансовом достатке, а также ответили на вопросы, касающиеся особенностей личности. Ответы были проанализированы с использованием пятифакторной модели личности, которую психологи широко применяют для оценки личностных качеств.

Эта модель предполагает, что личность человека включает в себя пять черт: экстраверсию, доброжелательность (способность прийти к согласию), добросовестность (сознательность), невротизм (противоположный полюс – эмоциональная стабильность), открытость опыту (интеллект). В результате оказалось, что эгоцентричные мужчины, склонные к спорам, упрямые, неприятные, не знакомые с эмпатией, с гораздо большей вероятностью будут владеть статусным автомобилем, таким как Audi, BMW или Mercedes.

«Эти личностные черты объясняют желание владеть высокостатусными продуктами, а также то, почему такие люди нарушают правила дорожного движения чаще, чем другие, – комментируют авторы исследования. – Это люди, которые часто считают себя выше других и стремятся продемонстрировать это».

Неожиданностью стало то, что дорогие автомобили склонны выбирать и люди с другим типом личности­– добросовестным. Такие люди, как правило, амбициозны, надежны, заботятся о себе и своем здоровье, хорошие работники. Исследователи объясняют эту связь тем, что для таких людей во всем важно высокое качество: «управляя надежным автомобилем, его владельцы сигнализируют о том, что они и сами надежны».

Любопытно, что у женщин дорогие автомобили были связаны лишь с добросовестным типом личности, а с эгоцентричным ассоциации не обнаружилось. Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем, что для женщины автомобиль не является таким символом статуса, как для мужчины.

«Было бы здорово, если бы потребители могли показывать свой статус иным образом, чем через владение предметами роскоши, которое часто имеет негативные последствия, – резюмируют исследователи. – Впрочем, мы уже видим, что символом статуса постепенно становится электромобиль, а внедорожники с их высокими выбросами больше не считаются крутыми».

Источник: newizv.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий